Яндекс.Метрика

Глава IX. Семетей. Поездка Семетея в Талас.

Продолжая свой рассказ, Семетей сказал:

- Не знаю, или кто его сглазил, или другое что случилось, но после этого он, бедняга, заболел и умер.

Услышав это Бакай впал в великую печаль и долго лежал полумертвый, потеряв речь. Потом, открыв глаза, он стал проклинать мальчика:

- В рот тебе черный камень! Чтобы и тебе, как Семетею, погибнуть в цвете твоих лет, или как мне всю жизнь до старости страдать, не видя никакой утехи! Сказав это, он стал посылать еще много проклятий мальчику, в горести продолжая причитать:

- На этом свете я жил только одной надеждой, что Семетей жив. Почему меня создал бог таким несчастным? Почему я не умер еще при жизни Манаса, сражаясь и уничтожая в великих боях калмыков и китайцев? Почему мне не довелось перед смертью увидеть хотя бы один раз оставшегося от льва Манаса несчастного сироту! Какая польза жить мне теперь на этом свете? Лучше бы мне было умереть!

Сказав так, он выхватил из ножен меч. Но в то мгновение, когда он уже хотел ударить себя в сердце, Семетей секирой отбил удар и сказал:

- Абаке! Разве позволено лишать самого себя жизни? Расскажи мне лучше, что за человек был твой Манас.

Как только Бакай услышал этот вопрос, сердце его вздрогнуло, он вынул из своего кармана табакерку, насыпал полную ладонь насвая, заложил его за губу и долго в упор смотрел на Семетея, и открылось ему в это время, кто стоит перед ним.

В волнении он обнял мальчика, и оба они упали вместе на землю в великой радости.

Поняв, кто перед ним, Бакай сразу помолодел лет на пятнадцать, и все забытое воскресло в его памяти. Он стал рассказывать Семетею про все обиды, нанесенные ему после смерти Манаса Абыке и Кёбёшем и перешедшим на их сторону сорока чоро.

- Абыке решил забрать всех верблюдов, которых я пасу, и послал за этим шестьдесят батыров, но я перебил их всех до одного. С Абыке, Кёбёшем и оставшимися в живых из числа сорока чоро твоего отца я до сегодняшнего дня боролся один.

Взяв с собой Семетея, он повел его в пещеру, где Каныкей перед бегством в Бухару спрятала все ценное, что оставалось у нее от наследия Манаса.

Пересмотрев все сокровища, спрятанные в пещере, Семетей взял из них айбалту Манаса и вышел с ней из пещеры, а Бакай снова запер туда ход.

- Когда умер твой отец Манас, - сказал Бакай Семетею, - у него было много врагов. Чтобы тело его не выкопали из могилы и не отдали собакам, Каныкей тайно от всех похоронила его в кумбезе, в одной из пещер.

Сказав это, он повел Семетея в ту пещеру, где был похоронен его отец. Подойдя к находившемуся у входа в пещеру огромному камню, величиной с юрту, Бакай отвалил его в сторону и сказал:

- Я не войду в пещеру, а ты должен войти.

Вход в пещеру был так мал, что можно было кое-как пройти туда одному человеку, а внутри пещеры могли свободно исполнять военный танец тысяча людей. По углам пещеры были положены драгоценные камни и золото, отчего в пещере было светло, как днем.

Семетей, войдя туда, увидел лежащего там своего отца Манаса и около него еще несколько человек.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.